Якутские обычаи

Почему в Якутске ради сухого дерева перенесли дорогу

В Якутске в 2011 году произошел уникальный случай – первоначальный проект реконструкции улицы Лермонтова был переделан по требованию общественности, чтобы обогнуть старую  высохшую сосну. Якутск – это единственный город, где огораживают и охраняют сухие стволы уже умерших деревьев, да еще выставляют возле них охранные таблички. На Белом озере тоже огорожена такая высохшая сосна, а магазинчик рядом так и называется «У сухого дерева». В городском парке на поляне в кругу скамеек стоит ветвистая толстая сосна, вся увешанная лоскутками, у ее ствола люди кормят белок и птиц, оставляют монетки.  Почитание деревьев –это характерная только для Якутска традиция, так как в республике до сих пор сохранился культ священных деревьев.  По-русски их называют шаман-деревья, а у саха существует целая их классификация. Местные жители любой национальности считают, что такие деревья срубать нельзя, и что они обладает потусторонней силой.

Дерево оз. Сайсары

Поэтому в 2015 году у дерева духа озера Сайсары на улице Лермонтова — напротив памятника Матери — установили табличку: «Это дерево — единственный фрагмент нетронутой природы на всем берегу Сайсарского озера, полностью видоизмененном мегаполисом! И единственный в черте города Якутска  подобного рода объект истории и национальной культуры! Просьба уважительно относиться к историческому месту».

Считается, что в этом месте жил легендарный прародитель саха Эллэй со своей семьей. Как рассказывает старожил микрорайона Сайсар Е.С.Слепцова: «Это дерево стояло отдельно на берегу озера, на его нижние сучки в старину повязывали салама, в советские времена такая практика не приветствовалась — привязывать лоскутки перестали, но уважение к нему оставалось непререкаемым, словно какая-то сила делала его особым. Мы, дети, вообще боялись подходить к нему».

По якутским поверьям, дерево, одиноко стоящее на берегу любого озера, является хранителем духа местности – ытык масс. Хотя, по мнению ученых-этнографов, сосны никогда не признавались в якутской мифологии  священными, только лиственница считалась деревом, достойным стать убежищем духов, или, на худой конец, береза.

Классификация священных якутских деревьев включает:

— аартык иччитин маhа — деревья дорог и горных перевалов, часто на границах улусов. У них и сейчас останавливаются проезжающие, оставляют подношения, подвязывают ленточки.

— ытык мас — древо духов местности. К таким можно отнести сайсарскую сухую сосну. В других местах есть свои достопримечательности – особо крупные и старые деревья,  например, Табагинская ель, уже упавшая, и ее Доча, лиственница Суон-Тиит в Мегино-Кангаласском улусе.

Ытык мас

Отдельное место занимают настоящие шаманские деревья, к которым простые смертные не приносили дары, наоборот, обходили стороной.   Шаман, проводя по чьей-либо просьбе обряд, приносил в жертву домашний скот у специального дерева —  кэрэх масс, на которое потом вешали шкуру. Исследователь Михаил Носов описывает старинный якутский обряд шаманского проклятия – «кэйээрин», в котором используется такой кэрэх мас.

Известный исследователей шаманизма Анатолий Алексеев считает, что «кэрэх мас — чисто якутское явление. Оно обязательно должно быть лиственницей, причем, большого размера, 100-150-летнего возраста. Такое дерево может исцелять от недугов, но для этого нужно принести в жертву скот. Его мясом угощают всех родственников, кроме самого больного, а копыта, шкуру вывешивают на кэрэх мас. Это значит, шаман в нем заключил злой дух хвори. После этого дерево никто не должен трогать, в противном случае болезнь может перескочить на него».

В старину вырезали на стволах деревьев маски — хойгуо, этого требовал обряд посвящения в шаманы, включающий окропление хойгуо кровью жертвенного животного. До сих пор можно встретить в глухих уголках тайги такие деревья — хойгуо мас.  Еще одно шаманское дерево – туру. Это лиственница со срубленным стволом и превратившимися в стволы ветвями. Из таких изогнутых ветвей лиственницы делали особым способом обод шаманского бубна.  

Дерево в якутской мифологии наделено особым сакральным смыслом —  в олонхо это великое древо жизни Аал Лук Мас – ось трех миров, по его стволу шаманы совершали путешествие в верхний и нижний мир. С деревьями связано много обрядов на традиционном якутском празднике летнего Солнцестояния Ысыах.

Хойгуо

У многих народов Сибири почитались деревья, которые выделялись среди собратьев размерами или необычной кроной. Традиция приносить им дары, повязывать цветные лоскутки есть у нганасан, тувинцев, бурятов и других этносов. Все они веруют, что в таких деревьях живут духи, которые могут помочь людям, поэтому к ним обращаются с просьбами и подношениями. В 6-ти км от Цагаан-Уурэ (Монголия) по дороге к пещере Даян дээрхийн растет лиственница, ветвящаяся от самой земли, она почитается как дерево-шаман, все нижние ветви обвязаны синими хадаками — жертвенными приношениями посетителей.

По всей Сибири, не только в Якутии до сих пор почитают священные деревья, придерживаются этого обычая и местные русские, называя их шаман-деревьями.  

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *