Шаманы

Кукла Кыыс Таҥара – хранитель души умершей дочери

На первом этаже Якутского краеведческого музея им. Е.Ярославского можно увидеть этот пугающий экспонат – кукла с белыми глазами в маленьком гробике. Это хранитель души умершей девочки — түктүйэ. По-якутским поверьям, такая кукла становится  Кыыс Таҥара (Девушка-божество), которая оберегает свой род, ее просили вылечить заболевших детей, приносили подношения, разговаривали как с живой. Кукла была предметом таинственного шаманского ритуала, ныне забытого, и тесно связанного с якутской верой в три души (кут) человека.

Тридцать лет семья жила с куклой вместо умершей дочери

Как сообщается в Инстаграмме музея, «в 1937 г. в Западно-Кангаласском улусе краеведами В.Н. Дмитриевым и И.Ф. Макаровым  было найдено захоронение куклы. Гроб-долбленка (ящик) лежал между рассохами упавшей лиственницы. Внутри берестяного мешочка среди пуха лежала кукла длиной 24 см. Кукла была сшита из ровдуги. На ней было кожаное пальто, подбитое мехом, с подолом из бахромы. Глаза из белого бисера, на лбу была нашита монета.

По историческому преданию, князь Западно-Кангаласского улуса Мальжагарского наслега Дьёсёл Иван постоянно умирали в младенчестве дети. Дольше всех прожила его дочь Туллук, но и она не избежала печальной участи, тоже ушла из Срединного мира, тогда родители попросили шамана совершить обряд переселения ее кут в түктүйэ. В течение девяти дней и ночей шаман совершал обряд перемещения души, принес в качестве жертвы божествам белую кобылицу.

Куклу повесили в специально отведенном месте и обращались с нею, как с живым человеком: разговаривали, делились новостями, спрашивали совета, кормили и дарили подношения. Так с ней обращались не только ее близкие, но и гости, которые приходили в дом. 30 лет душа девушки жила в облике «Кыыс танара» со своими родными, пока сын князя не решил при помощи шамана провести обряд захоронения в лесу, в трех км от места их жительства. В 1937 г. этот уникальный предмет был передан нашему музею».

Обряд түктүйэ

Экспозиция в музее им. Ярославского

Известный художник, исследователь-этнограф Михаил Носов (1887—1960 гг.) сообщал: «Түктүйэ называется какой-либо предмет (берестяной или кожаный мешочек, деревянная коробочка или иная посуда, столб или какое-либо деревянное изделие, чучело и тому подобное), в котором заложена душа человека или иногда животного». По данным Михаила Носова, для этого проводился особый таинственный шаманский обряд. Души близких часто помещали в берестяные тюктюйэ или маленькие талисманы-обереги, души любимых дочерей в куклу-идол «Кыыс Таҥара», которая пользовались особым почитанием. Она является покровительницей детей и телят. Ей в нужных случаях преподносят угощение, ее именем лечат больных детей. По-своему, ангел-хранитель рода.

Есть информация, что кут знаменитой шаманки Аграфены Жиганской был помещен в талисман, называемый «сата», мол, он был в виде куклы-тюктюйэ. Есть сведения, что это тюктюйэ – вместилище кут Аграфены было обнаружено в 1948 году научным сотрудником Якутского краеведческого музея, фольклористом Сэһэн Боло-Дмитрием Дьячковским в глухой тайге Верхоянского округа. Читайте о шаманке Аграфене Жиганской в материале:

Три кут якутской души

По якутской религии,  считается, что у человека есть три кут — три души.
— Буор кут (земляная душа) определяет физическую оболочку человека,  состоящую из земных элементов. После смерти она превращалась в прах и возвращается обратно  в землю.

— Ийэ кут (материнская душа) — передается от родителей к детям, по сути, это генетика человека. Ийэ кут продолжает жить в потомках  после смерти человека.

Салгын кут (воздушная душа), в которой воплощена духовная неземная сторона человека, его индивидуальность, его мысли и верования, душевные устремления. После смерти салгын-кут уходит в высший мир.

Сильные три кут, собранный энергией сюр в единое целое, создают здорового и полноценного во всех отношениях человека. Поэтому, по вере саха, после смерти человек уходил не весь –  часть его кут оставалась на земле.  После кончины в течение некоторого времени душа путешествует по всем тем местам, где была при жизни. В этот период можно вызвать его «кут» и поместить его в амулет, оберегающий его семью.

Белые и черные шаманские ритуалами с кут человека

Исследователь культура саха Михаил Носов сообщает, что «кут» умершего родственника, вызванный после его смерти, замыкается в какой-нибудь предмет весьма малого размера и скрыто вкладывается в куклу — «эмэгэт». Кукла-«эмэгэт» становится «талисманом», оберегающим благополучие в жизни людей, в хозяйстве и употребляется при лечении – «ымыылаах эмэгэт».

Только особо почитаемые и уважаемые старейшины или невинные девушки, могли после смерти быть подвергнуты обряду сохранения кут. Это напоминает почитание святых – когда их мощи верующие наделяют чудотворные силы. Но у саха сохраняли и берегли, как святыню,  не прах, а кут, помещенный в түктүйэ. Изъятие и помещение «кут» могли осуществлять только «белые шаманы».

Черный шаман (сиэмэх ойуун), вхожий в мир «абааһы» мог провести мрачный обряд наказания «укрощения нрава» зловредного или преступного человека. Михаил Носов пишет, что проводилось изъятие одного или двух элементов «кут»: «ийэ кут» и «буор кут», составляющих физиологические части «кута», потому и доступных поеданию шаманом, а «салгын кут», составляющий элемент психического порядка, сохраняли, чтобы человек не лишился своих теней, связанных с тремя элементами «кут», и полное уничтожение которых привело бы к неминуемой смерти укрощаемого объекта.

Подробнее о черных шаманских обрядах с использованием тобулгахов (деревянных чучел)читайте в материале «Ритуал шаманского проклятия — кэйээрин»:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *