Шаманы

Ритуал шаманского проклятия —  кэйээрин

Тобулгах – деревянное чучело человека

Чтобы исправить поведение особо зловредного и упрямого человека, в старину якуты приглашали шамана. «Укрощение нрава проводилось изъятием одного или двух элементов «кут»: «ийэ кут» и «буор кут», составляющих физиологические части «кута», потому и доступных поеданию шаманом, а «салгын кут», составляющий элемент психического порядка, сохраняли, чтобы человек не лишился своих теней, связанных с тремя элементами «кут», и полное уничтожение которых привело бы к неминуемой смерти укрощаемого объекта. Действия эти проводились «черным шаманом», вхожим в мир «абааһы», или «сиэмэх ойууном».

Акт извлечения элементов «кут» из наказуемого субъекта производился тайно от него посредством особых шаманских таинств. Извлеченные элементы «кут» в их невещественном виде внедряются в какое-либо человекоподобное чучело, грубо стесанное из обрубка дерева, довольно крупного размера. Затем чучело уносится в глухой лес, устанавливается между раздвоенными стволами большого дерева – «тобулгах араҥас».

Тобулгахи, различного размера, от 20-30 см до 2 метров, в виде грубо стесанных человекоподобных чучел, часто встречались в центральных районах Якутии вплоть до 1920 г. Их можно было найти в глухих лесах, на перевалах между таежных речек или вблизи самых древних кладбищ, которые тоже находились в лесу.

В 1919 году нами было обнаружено на территории Алаҕарского наслега, Чурапчинского района, в м. «Дуолу», вблизи древнего кладбища с могилами известных в народе, б.князцов Боотурууского улуса «Мочоот» и «Бичээх» Кюряковых, живших во второй половине XVIII в., в лесной чаще, весьма старое человекоподобное чучело, высотой до одного метра, слегка стесанное из круглого чурбана и вставленное в расщелину трехствольного дерева. На дереве не было каких-либо следов жертвенных навесов».

Говорят, что и сегодня тобулгахи можно найти в тайных местах, но прикасаться к ним нельзя — лучше обойти стороной, чтобы не переманить шаманское проклятие на себя.

Кэйээрин – ритуал умерщвления души

Михаил Носов рассказывает и о другом, более страшном якутском обряде: «…Самая жесткая форма карательного мероприятия – «кэйээрин». Знатоки якутских обычаев из людей конца XIX в. сообщали, что вплоть до последних десятилетий этого века бывали случаи, когда один из двух враждующих между собой крупных родоначальников и старейшин тайно нанимал сильного шамана за высокое вознаграждение к совершению акта уничтожения души своего врага, т.е. произвести «кэйээрин». В таких случаях шаман совершал свою мистерию вдали от населенного места в глухом лесу. Деревянное человекоподобное чучело, олицетворявшее человека, у которого надлежало умертвить душу, прокалывалось копьем и оставлялось под многоствольным деревом, изображавшим жертвенный «кэрэх» со стрелой «куочай». Тут же убивалось жертвенное (животное), сердце и печень которого оставлялось на жертвенном дереве для съедения «абааhы».

Точных сведений о производстве «кэйээрин» по приговору родовых или иных общественных групп по душе нелюбимого родоначальника или старейшины в якутском фольклоре конца XIX в. и начала XX в. нами не встречалось, за исключением одного сообщения, полученного от якута Болтогинского наслега, б. Ботуруусского улуса Ивана Андреева – Кылбайаан. По сообщению этого сказителя, в конце XVIII века в Ботурууском улусе был, по настоянию общественников совершен «кэйээрин» об умерщвлении души некоего Тааги Тархаанова – самодура богатея».

Обряд определения вора

Современный этнограф Розалия Бравина в своей книге «Киһи уонна Дьылҕа» — «Человек и Судьба» сообщает о другом смертельном обряде: «К примеру, в случаях кражи скота, когда предположительно знали имя вора, а доказательств не было. В таком случае затапливали камелек и бросали в огонь конский волос с маслом, чтобы появился запах горелого. Затем один из мужчин брал в руки лук, и все хором протяжно, речитативом несколько раз выводили имя предполагаемого вора. После этого должен был появиться некий туман или дымок, и проплыть перед горящим огнем, и в этот дымок нужно было стрельнуть из лука. Если имя вора было угадано, тот должен был умереть в течение нескольких дней после обряда, а если была возведена напраслина, то проклятье возвращалось к тем, кто его совершил, и убивало самого лучшего из них».

Иллюстрации: дореволюционные подлинные фото шаманов Якутии, обрядовое дерево.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *