Люди

Искусные сунтарские супруги-целители XVIII века

Лечили не только шаманы

В старину у якутов наряду с шаманами, которые больше практиковали воздействие на психику больного, врачеванием занимались и народные целители, которые использовали «земные» средства лечения – травы, различные снадобья животного происхождения, кровопускание, иголки и даже оперативное вмешательство. Якутские лекари в старину делились на несколько специализаций — адгааччы  (заклинатель),  ичээн  (знахарь), oтohyт (знаток трав), костоправы  илъбиситы  (массажисты), хаанныһыты (кровопускатели], түөнньүһүты (лечащие мушками).

Знаменитые супруги-целители из Сунтарского улуса

Сохранились предания о искусных якутских целителях – супругах Уһунньук и Кэмчи, которые жили в последней четверти XVIII и в начале XIX вв. в Кангаласском  наслеге  Сунтарского улуса. Как сообщает авторитетный якутский ученый-этнограф Анатолий Гоголев в своей книге «Народные знания якутов в XVII — начале XX вв.: календарь, метрология, медицина», «глава этой лекарской семьи Уһунньук при трудных родах, когда ожидалась неминуемая  гибель  роженицы,  якобы  производил операцию,  напоминающую  кесарево  сечение.  При  зашивании  операционного  разреза  он  пользовался тонкими нитками из телячьей жилы». Такие операции с древних времен производили при гибели матери при родах, чтобы попытаться спасти живого младенца. Но, по преданиям, Уһунньук помогал таким способам живым роженицам.

Иллюстрация: картина художника Иннокентия Корякина

Как  Уһунньук оспу лечил

В народной памяти сохранилось, как Уһунньук спасал своих земляков от оспы: он накалял на огне кончик специального лекарского ножа, и делал прививку  здоровому человеку, используя материал, взятый из гнойных пузырьков больного оспой. Как известно, искусственная прививка людям производится  при  помощи возбудителя  коровьей оспы, а по преданиям Уһунньук пользовался вакциной натуральной оспы. Как пишет Анатолий Гоголев, «это несколько настораживает нас. Правда, в XIX в. в некоторых пригородных якутских наслегах существовал специальный штат «оспенных учеников», которые занимались прививкой населения от оспы».

Кэмчи-травница
Не менее искусным лекарем была  жена Уһунньука — Кэмчи. В народных рассказах сохранился ее рецепт лекарства из баҕа батаһа — касатика щетинистого или ириса. «В начале лета, когда молодые побеги только поднимались, Кэмчи выбирала по своему усмотрению  несколько экземпляров  и накрывала  их сверху глиняными горшками. И целое лето они росли внутри этого горшка», — сообщает Анатолий Гоголев. Осенью, когда листья на деревьях желтели, Кэмчи садилась с подветренной стороны и все горшки вместе с землей и растениями осторожно складывала в специальные небольшие мешки из бычьего пузыря. Для приготовления снадобья Кэмчи пользовалась специальной печкой с двумя глиняными трубами. Горшок с водой вставлялся в отверстие верхней трубы, на него Кэмчи ставила сосуд с ирисом, очищенным от земли, сверху плотно закрывала крышкой. Снадобье в первом горшке варилось, как на паровой бане, и стекало через отверстие во второй нижний сосуд. Получался процесс выгонки лекарства, которое потом отстаивалось, затем знахарка со дна этого горшка собирала белые кристаллики, похожие на соль. Этим снадобьем  Кэмчи, по рассказам старожилов, вылечивала сифилис и другие тяжелые формы венерических болезней.
Супруги излечили от недугов много людей, память об их даре целителей благодарно передавалась из поколения в поколения. Истории об их искусстве врачевания опубликованы в историко-этнографических изданиях. Прошло два века с тех пор, как лечили людей супруги Уһунньук и Кэмчи, но и сегодня стоит хранить память о их лекарском искусстве, особенно тем, кто в силу профессии продолжает их дело – исцеляет людей от недугов.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *